Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата. Редко бывает, когда нарушено все сразу.

1. Слабость нейродинамических процессов:

в коре головного мозга протекают нейродинамические процессы: возбуждение, торможение, концентрация. Их полноценная деятельность необходима в образовании условно-рефлекторных связей. Слабость нейродинамических процессов влияет на ход речевого развития, замедляет его. Причина: соматическая ослабленность ребенка;

2. Расстройство взаимоотношения речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей здоровый артикуляционный аппарат, нет ни анатомических, ни функциональных расстройств.

Речеслуховой анализатор недоразвит. Поздно появляется чувство языковой нормы, из-за этого закрепляются недостатки произношения звуков, которые ребенок не замечает и самостоятельно не исправляет.

  • Неблагоприятное речевое окружение (воспитанием ребенка занимаются лица с недостатками произношения, данный недостаток превращается для ребенка в эталон нормы, ребенок овладевает речью с данным недостатком).
  • Неправильное речевое воспитание (члены семьи уподобляют свою речь детской речи (сюсюкают).
  • Двуязычие в семье.

3. Нарушения анатомического строения речевого аппарата (любые, даже незначительные нарушения языка, губ, зубов и т.д. искажают произношение звука.

Дислалия (функциональная) как клинический диагноз, ставиться с 5 лет, а механическая — в любом возрасте.

Функциональная дислалия наступает в результате соматической ослабленности, неправильного речевого воспитания и окружения; Не связана с органическим поражением центральной нервной системы.

У детей – дислаликов сохранен интеллект, слух, зрение.

Классификация – Б.М. Гриншпун. Основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта.

I. Акустико-фонематическая дислалия – первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам:

Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры

Наблюдаются случаи, которые смешиваются не пара звуков, а вся фонематическая группа, имеющая данный акустический признак. Все шесть пар звонки и глухих: Зайка – сайка, Кости – гости, твердость – мягкость для всех звуков.

В силу этого такие дети в период школьного обучения испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта у таких детей фонематическое недоразвитие речи.

II. Артикуляционно-фонематическая дислалия. Первичным звеном нарушения является недостаточная сформированность артикуляционной базы речи.

1. Из-за трудностей овладения сложными артикуляционными укладами ребенок заменяет звук на более простой по артикуляции. Ребенок часто замечает недостаток своей речи, особенно если этот недостаток моделируется взрослыми, этот недостаток создает благоприятное условие для самокоррекции.

При появлении звука, который раньше заменялся более простым по артикуляции начинается сбой артикуляционных программ, т.е. в речи эти звуки слабо дифференцируются: платье – патье, —

Свои речевые ошибки сам не замечает, но если данную ошибку воспроизводит взрослый, ребенок может ее исправить. Дети в этом случае способны к самокоррекции речи.

По структуре речевого дефекта – ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Логопедическая помощь должна оказываться таким детям, сразу после 5лет (не раньше), в противном случае возможна дисграфия, дислексия при обучении в школе.

III. Артикуляторно-фонетическая дислалия. Дефект речи выражается в искажении звуков, т.е. звук есть, но его звучание ненормированное. Может быть в результате подражания неправильно говорящим из близкого окружения; из-за временных диспропорций в росте частей артикуляционного аппарата; по структуре речевого дефекта это фонетическое недоразвитие речи. Дети свои недостатки не замечают, часто их не замечают и члены семьи, в силу этого самокоррекции не происходит. Логопедическую работу можно начинать раньше 5 лет.

Механическая дислалия — органическая (механическая) дислалия. Наступает в результате анатомических дефектов в строении губ, языка и т.д.

Губы могут быть: -Чрезмерно толстыми, Расщепленные, -Рубец на губе (послеоперационный), утолщение, -Укороченная верхняя губа — все это приводит к неотчетливому произношению гласных звуков. Гласные звуки являются основными для разборчивости речи.

Могут затрудняться произношение губно-губных звуков — — становится невозможным плотное смыкание губ. Изменяется качество произношения шипящих звуков.

Зубы – полное отсутствие зубов

— Диастемы (большие расстояния между зубами)

— Излишне крупные зубы

— Может быть передне открытый или открытый боковой прикус

Челюсти – прогения (нижняя челюсть выступает вперед).

-прогнатия (вперед выступает верхняя челюсть)

— это вызывает недостатки шипящих и свистящих звуков.

Твердое небо – в норме твердое небо в виде полусферы.

Недостатки: 1. высокое (готическое) небо (очень распространенный сегодня недостаток) — может из-за твердых сосок (1вар), из-за питания, экологии (2вариант) – отражается на формировании звука .

2. может быть плоское, низкое небо – гласные звуки теряют полётность, становятся «плоскими».

  • Укороченная подъязычная уздечка (уздечка находится ближе к кончику языка и тогда подъем языка становиться болезненным) Устранение недостатка: растягивание (щадящий путь), подсечка (мини хирургическая операция в стом. хирургии.
  • Язык может быть укороченный, толстый, без выраженного кончика языка.
  • Может быть длинный, узкий язык.
  • Может быть большой, заполняющий всю полость рта -движения неотчетливые, неуклюжие это приводит к неотчетливости артикуляции.

Логопед должен направлять пациента к специалистам, чтобы определить возможность устранить дефект и выполнить коррекцию в строении органов артикуляции.

При невозможности устранения дефекта подбирается звук-алофон, т.е. дефектный звук, но наиболее близкий к норме.

Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия

Дислалия – патологическое состояние, связанное с нарушением произношения различных звуков. Чаще всего дисфункция наблюдается у детей дошкольного возраста и на начальном этапе хорошо поддается коррекции. Если своевременно не провести лечение дислалии, во взрослом возрасте она может стать причиной недопонимания со стороны окружающих, трудностей в коммуникации, а также привести к нарушению письменной речи (дисграфии).

Обратите внимание! У дошкольников дислалия диагностируется в 30% случаев. В младшем школьном возрасте ее частота снижается до 20%, а у старшеклассников составляет 1%.

Содержание

  • Классификация
  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы (признаки)
  • Диагностика
  • Коррекция и прогноз
  • Профилактика

Классификация

Специалисты выделяют несколько форм дислалии в зависимости от того, каким фактором она обусловлена:

Механическая дислалия. Развивается на фоне органических нарушений в речевом аппарате – укороченная уздечка, неправильное формирование прикуса и пр. Также причиной может стать потеря некоторых зубов или возрастные изменения в организме. Механическая форма заболевания диагностируется у взрослых и детей.

Читайте также:  Травы при сахарном диабете 2 типа - список и рецепты лучших

Функциональная дислалия. Возникает на фоне психических или физических патологий. Спровоцировать изменения в речевой функции могут и некоторые неблагоприятные факторы внешней среды.

Функциональная форма болезни подразделяется на такие виды:

моторная – присутствуют проблемы со стороны речедвигательного аппарата, то есть пациент не может правильно двигать губами, языком для создания определенных звуков, что и ведет к дефекту произношения;

сенсорная – в этом случае пациент неточно воспринимает определенные звуки на слух и, соответственно, произносит их с такими же нарушениями;

сенсомоторная – одновременно объединяет признаки двух вышеуказанных форм.

В соответствии с перечисленными вариантами нарушения речевой функции дислалию разделяют на три группы:

артикуляторно-фонетическая – нарушение произношения наблюдается по причине неправильного взаимодействия речевых структур;

артикуляторно-фонематическая – диагностируется у детей, которые неверно усвоили расположение различных элементов речевого аппарата;

акустико-фонематическая – обусловлена дисфункцией речевого слуха, то есть ребенок не может воспринимать на слух определенные звуки правильно, что ведет к проблемам с произношением.

Дислалия может характеризоваться расстройством произношения только одной группы звуков. В таком случае говорят о мономорфной форме болезни. При одновременном нарушении произношения звуков разных фонетических групп диагностируется полиморфная дислалия.

Также выделяют разные формы патологии речевой функции в зависимости от того, произношение какого звука страдает (таблица):

Нарушение произношение звука Форма дислалии
р ротацизм
г гаммацизм
з, с, ч, ш, щ, ж сигматизм
х хитизм
л ламбдацизм
к каппацизм
й йотацизм

Также могут присутствовать проблемы с произношением только твердых звуков любой группы или их смягченных форм. У взрослых и детей могут присутствовать нарушения произношения, связанные с неправильным оглушением или озвончением звуков.

Важно! Отдельно выделяют функциональную дислалию у детей до 5 лет. Как правило, она развивается вследствие незрелости речевого аппарата и исчезает самостоятельно без специальной коррекции.

Причины

Спровоцировать развитие дислалии могут различные факторы. Последние могут быть органическими (связаны непосредственно с нарушением функций речевого аппарата) и социально-биологическими (другие патологии или влияние внешних факторов).

Органические причины дислалии:

нарушения формирования прикуса (даже незначительные);

укороченная уздечка верхней губы или подъязычная структура;

неправильное формирование челюсти;

высокий свод неба;

макроглоссия – большой язык (как правило, присутствует у детей с нарушениями физического развития);

расщелина твердого неба;

утолщение губ (в этом случае возникают сложности с произношением «губных» звуков);

микроглоссия – маленький или узкий язык;

отсутствие некоторых или всех зубов.

При правильном формировании речевого аппарата и отсутствии нарушений анатомического строения челюсти спровоцировать возникновение дислалии могут такие факторы:

проблемы со слухом;

неправильное восприятие отдельных звуков на слух и, соответственно, такое же их произношение (нарушение фонематического восприятия);

если родители «сюсюкаются» с ребенком и умышленно произносят звуки неправильно;

запаздывание речевого развития, умственная отсталость.

Нередко дислалия диагностируется у детей, которые недополучают внимание от взрослых, родителей – «предоставлены сами себе».

Патогенез

Патогенез механической дислалии обусловлен нарушением формирования элементов речевого аппарата. Из-за отсутствия зубов, аномальных размеров языка, губ отсутствуют условия для правильного произношения звуков.

Патогенез функциональной дислалии до конца не установлен. Специалисты связывают ее развитие с нарушениями слуховой функции или другими проблемами, не касающимися речевого аппарата.

Симптомы (признаки)

Распознать развитие дислалии у ребенка может только врач-логопед, так как у дошкольников речевой аппарат до конца не сформирован. У взрослых любые нарушения произношения должны стать поводом для обращения к специалисту.

Симптомы дислалии зависят от формы патологии и могут иметь разную степень выраженности:

замена одного звука на другой;

полное выпадение определенного звука из речи;

нарушение произношения одного или нескольких звуков;

смешивание звуков (то верное, то неверное произношение).

Если у ребенка косноязычие или проблемы с произношением конкретных звуков не исчезают к 5 годам, важно как можно быстрее обратиться к логопеду . Своевременное обнаружение патологии позволяет быстрее от нее избавиться и предупредить другие проблемы, в частности – нарушение письменной речи, сложности в общении с окружающими.

Обратите внимание! Проблемы с произношением у ребенка могут стать причиной насмешек со стороны сверстников, что нередко приводит к психологическим расстройствам, заниженной самооценке.

Диагностика

Верно установить диагноз может только квалифицированный врач-логопед. Для выявления дислалии и ее формы он проводит беседу с пациентом. Как правило, в ходе обычного разговора удается установить, какие проблемы с произношением присутствуют, что стало причиной их появления, а также определить возможные методы коррекции.

У детей диагностика дислалии возможна примерно с 5-летнего возраста. Объясняется это тем, что в данном возрасте ребенок уже имеет достаточно большой словарный запас и связную речь, может использовать слова в множественном и единичном числе, склоняет их в нужных падежах.

После консультации логопеда при необходимости пациент отправляется на прием к неврологу, стоматологу или другим смежным специалистам.

Коррекция и прогноз

Лечебная тактика определяется индивидуально и зависит от причины развития дислалии, а также ее формы. Предпочтение отдается комплексной терапии.

Коррекция включает три этапа:

Подготовительный. Направлен на устранение причины проблем с произношением. Тактика на данном этапе зависит и от формы патологии.

Формирование начальных способностей произношения. Специалист обучает пациента точно произносить звуки, которые он не может выговаривать – сначала изолированно (только один звук), потом в слогах, словах и фразах.

Закрепление приобретенных навыков. Работа на последнем этапе направлена на безошибочное использование изученных звуков в повседневном общении.

На подготовительном этапе тактика может отличаться в зависимости от причины дислалии:

при механической форме болезни проводится коррекция дефектов речевого аппарата, например, коррекция прикуса, пластика языка, уздечки и пр.;

при моторных нарушениях эффективной будет специальная гимнастика речевого аппарата, логопедическая массаж;

при функциональной сенсорной дислалии достаточно обучить пациента правильно произносить звуки.

Параллельно логопед обучает пациента формировать сильную воздушную струю, необходимую для точного произношения звуков.

Логопедический массаж, используемый при дислалии, может быть таких видов:

расслабляющий – эффективен, если нарушение произношения связано с гипертонусом мышц языка, губ, лица и шеи, направлен на их расслабление;

активизирующий – используется в противоположных случаях, когда дислалия развивается вследствие чрезмерного расслабления мышц речевого аппарата;

дифференцированный – показан в случаях, когда присутствует повышенный тонус одной группы мышц и чрезмерная расслабленность другой.

Для повышения эффективности логопедический массаж может быть дополнен игровыми формами обучения произношению. Применяется такая методика как у детей, так и у взрослых.

Читайте также:  Диагностика бокового амиотрофического склероза (БАС) по КТ, МРТ головного мозга

На первичном этапе усилия направлены на общее укрепление речевого аппарата и восстановление его функциональности. Только затем приступают к формированию произношения отдельных звуков. Второй этап коррекции сложный и длительный. Он подразумевает отработку тех звуков, произношение которых нарушено или вообще отсутствует.

Логопед помогает пациенту научиться правильно использовать речевые структуры для формирования определенных звуковых групп. Выполняется это методом подражания. В отдельных случаях могут быть задействованы специальные инструменты. Сначала отрабатывают произношение одного звука, затем формируют слоги, слова, предложения.

Как правило, занятия с логопедом назначаются трижды в неделю. Дополнительно пациент должен выполнять рекомендованные врачом упражнения самостоятельно в домашних условиях. Коррекция является успешной и полностью завершенной, если удается достичь абсолютно точного произношения всех звуков в любых ситуациях. Длительность лечения может быть различной и зависит от запущенности патологического состояния.

Достичь полного устранения дислалии у детей и взрослых возможно . Причем, чем раньше будет начата коррекция, тем быстрее удастся восстановить нормальное произношение. Поэтому не стоит откладывать визит к логопеду даже при незначительных нарушениях речевой функции.

Профилактика

Минимизировать риск развития дислалии возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

не «сюсюкать» и не искажать речь при разговоре с ребенком – с раннего возраста малыш должен привыкать к правильному произношению;

своевременная диагностика и устранение аномалий строения артикулярного (речевого) аппарата;

раннее выявление и лечение нарушений слуха у ребенка;

регулярное посещение стоматолога, коррекция прикуса в случае обнаружения его аномалии.

В процессе развития малыш должен получать достаточно внимания и общения со стороны взрослых. Это позволит ему услышать, запомнить и сформировать правильное произношение всех звуковых групп.

Речь – важный коммуникативный элемент в жизни каждого человека, используя который удается взаимодействовать с окружающими и достигать взаимопонимания . Поэтому его формированию у детей следует уделить должное внимание.

Взрослые также должны следить за правильным произношением звуков. Если обнаружены признаки дислалии, стоит как можно раньше обратиться к специалисту. Только врач-логопед способен найти эффективные методы восстановления речевой функции.

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

  • Причины функциональной дислалии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы функциональной дислалии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция функциональной дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:

  • Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:

  • Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
  • Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.
Читайте также:  Что делать, если десна опухла и болит Советы от экспертов

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.

При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.

Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования: шипящих и свистящих (крыша» — «крыса»), смычно-взрывных передне- и заднеязычных («Толя» — «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» — «мял»), соноров («рука» — «лука»), аффрикат («цапля» — «чапля»).

Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика

Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми — родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
  • Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
  • Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:

  • Развитие артикуляционного праксиса. Достигается путем тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на выработку направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
  • Развитие фонематических процессов. Ведется параллельно с работой над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания, памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звуковой анализ и синтез.

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

Прогноз и профилактика

Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.

Ссылка на основную публикацию
Фулфлекс при подагре это важно знать — НОВОСТИ
Фулфлекс инструкция цена в украине Одной из самых частых возрастных проблем является подагра, однако сегодня боль в суставах можно лечить...
Фосфалюгель для детей отзывы и инструкция по применению
Фосфалюгель: инструкция, состав, показания, действие, отзывы и цены Инструкция по применению Фосфалюгель относится к лекарственным средствам, понижающим содержание соляной кислоты...
Фосфатидилхолин лецитин 1
Лецитин. Польза. Какой лучше. Какой лецитин купить? Это статья о лецитине — настоящем топливе для нашего организма. Предлагаю разобраться, что...
Фуникулярный миелоз — причины, симптомы, диагностика и лечение
Фуникулярный миелоз Причины фуникулярного миелоза При авитаминозе развивается анемия, которая сопровождает поражение латерального, медиального и задних канатиков спинного мозга. Дефицит...
Adblock detector